|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы-4. Основные проблемы и пути их решения
Выполнение мероприятий республиканских целевых программ профилактики наркотизации населения, реализуемых в Республике Татарстан с 2002 года, в целом способствовало снижению заболеваемости наркоманией, стабилизации темпов роста общего числа наркозависимых, сокращению случаев смертельных отравлений наркотическими средствами, оздоровлению криминогенной ситуации. Распространенность наркомании в Республике Татарстан с 2009 года остается стабильной, с тенденцией незначительного (1-2 процента) ежегодного роста. В 2012 году количество зарегистрированных больных с диагнозом "синдром зависимости от наркотических веществ (наркомания)" увеличилось на 1,2 процента (с 10314 человек в 2011 году до 10436 человек в 2012 году). Рост общего числа наркобольных происходит в основном за счет граждан в возрасте старше 30 лет. В структуре больных наркоманией, находящихся на диспансерном учете, большую часть (65,5 процента, или 6380 человек) составляют лица в возрасте 30-49 лет, 26,7 процента (2597 человек) - в возрасте 25-29 лет, 7,1 процента (695 человек) - в возрасте от 18 до 24 лет, 4 несовершеннолетних (3 человека в возрасте 16-17 лет, 1 человек - в возрасте до 14 лет). В 2012 году на диспансерный учет поставлено 286 человек с диагнозом "синдром зависимости от наркотических веществ". По сравнению с 2011 годом их количество уменьшилось на 8 процентов, показатель заболеваемости составил 7,5 на 100 тыс. населения. Стационарное лечение в наркологических учреждениях Республики Татарстан прошли 1037 больных наркоманией. По сравнению с предыдущим годом их количество уменьшилось на 16,8 процента (2010 г. - 2637 человек, 2011 г. - 1246 человек). Это связано со значительным уменьшением количества впервые выявленных больных наркоманией за последние три года по сравнению с 2007-2008 годами. В течение последних трех лет в Республике Татарстан наблюдается снижение числа смертельных исходов от употребления наркотических средств и психотропных веществ (2010 г. - 152 случая, 2011 г. - 57, 2012 г. - 45). В 2012 году в Республике Татарстан зарегистрировано 3913 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, что на 79 преступлений, или 2 процента, меньше, чем в 2011 году. В их структуре доля тяжких и особо тяжких преступлений составляет более 70 процентов. Правоохранительными органами продолжена работа по выявлению и ликвидации наркопритонов (в 2012 году пресечена деятельность 142 наркопритонов, в 2011 г. - 175). Из незаконного оборота изъято 794,6 кг наркотиков, более 75 процентов которых составляют героин, марихуана и маковая солома. Как и в предыдущие годы, в общей массе изъятого наркотика определяющее значение имели разовые крупные изъятия. Сохранилась тенденция расширения рынка новых психоактивных веществ синтетического происхождения. Всего в течение года экспертными подразделениями правоохранительных органов идентифицировано более 20 новых их видов. На данные вещества приходится треть всех проведенных в 2012 году правоохранительными органами изъятий (2011 г. - 33,1 процента, 2010 г. - 12,1 процента). Среди них - синтетические наркотики амфетаминовой группы, синтетические "аналоги тетрагидроканнабинола" и другие. На темпы и масштабы наркотизации населения оказывает влияние комплекс факторов социального, культурного, медицинского и другого характера. К числу факторов сдерживающего действия можно отнести следующие. Республика Татарстан является одним из наиболее развитых регионов страны, социальная стабильность в котором сохраняется благодаря социально ориентированной политике руководства республики. В Республике Татарстан отмечается низкая безработица и относительно высокий уровень доходов населения, благополучная демографическая ситуация. Силовые структуры в регионе обладают серьезным опытом по раскрытию и пресечению наркотрафика, ликвидации наркотических притонов. Результаты работы правоохранительных органов способствовали тому, что до рядовых сбытчиков и наркопотребителей наркотики стали доходить в меньших количествах. В то же время на уровень наркотизации в республике оказывает влияние ряд отягчающих факторов. Республика Татарстан находится на пересечении основных транспортных магистралей, имеет высокие темпы развития экономики и высокий уровень урбанизации, что способствует включению ее в маршруты наркотрафика. Кроме того, республика привлекает внимание выходцев из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Азербайджана и иных мусульманских государств, имеющих культуру наркопотребления (особенно опиоидов). Начиная с конца 2009 года рынок активно заполняется новыми видами наркотиков (курительными смесями, дизайнерскими наркотиками), реализация которых осуществляется через сеть небольших торговых точек под видом подкормки для растений, соли для ванн, средств или препаратов для дератизации и дезинсекции, корма для рыб и т.п. Сокращение героинового и дезоморфинового сегмента компенсировалось повышением популярности гашиша, а также наркотических средств амфетаминового ряда. Другой фактор - отсутствие механизмов контроля за распространением наркотических средств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", которая активно используется наркодельцами для пропаганды и распространения психоактивных веществ (интернет-реклама, информация о способах изготовления и употребления, а также сайты, предлагающие данную продукцию). Через интернет-магазины идет открытая продажа новых видов психоактивных веществ, с помощью социальных сетей создаются и поддерживаются рынки распространения наркотиков. В целях дальнейшей стабилизации наркоситуации, развития и повышения эффективности антинаркотической работы необходимо продолжить: совершенствование нормативной правовой базы в сфере противодействия распространению наркомании; проведение оперативно-разыскных мероприятий по пресечению деятельности преступных сообществ и организованных наркогрупп, по подрыву экономических основ наркобизнеса, перекрытию контрабандных каналов поступления наркотиков на территорию Республики Татарстан; проведение оперативно-профилактических мероприятий в местах массового досуга молодежи и по ликвидации наркопритонов; ведение мониторинга новых видов наркотических средств и выработку своевременных и адекватных решений по противодействию их распространению; подготовку и повышение квалификации специалистов различных министерств, ведомств, органов и учреждений, осуществляющих организацию и проведение антинаркотических мероприятий; разработку методических, информационных, просветительских материалов по антинаркотической тематике и профилактике ВИЧ-инфекции; проведение профилактических медицинских осмотров учащихся, студентов, лиц призывного возраста; проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятия которыми установлено ограничение в отношении больных наркоманией; внедрение современных диагностических методик, направленных на выявление потребителей новых видов наркотических веществ; развитие поэтапной системы лечения и медико-социальной реабилитации и ресоциализации больных наркоманией, в том числе лиц, освобождающихся из мест лишения свободы; совершенствование работы по выявлению наркопотребителей, расширению их доступа к медико-социальным услугам; разработку и реализацию молодежных проектов, направленных на развитие волонтерского антинаркотического движения, вовлечение подростков и молодежи в занятия физической культурой и спортом, формирование у них мотивации на ведение здорового образа жизни; развитие материально-технической базы и сети учреждений дополнительного образования и культурно-досуговых учреждений для подростков и молодежи; информационно-разъяснительную работу среди различных категорий населения о негативных последствиях употребления наркотиков с использованием современных подходов и технологий; оказание информационной, финансовой и имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим антинаркотическую работу; оказание консультационной и методической помощи органам местного самоуправления в организации и проведении антинаркотической работы. Принятие Подпрограммы-4 позволит усовершенствовать формы и методы предупредительно-профилактических мер, скоординировать усилия органов исполнительной власти Республики Татарстан.
2. Основные цель, задачи Подпрограммы-4. Описание ожидаемых конечных результатов Подпрограммы-4, сроки и этапы ее реализации
Целью Подпрограммы-4 является снижение масштабов незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков в Республике Татарстан. Для достижения цели Подпрограммы-4 требуется решение следующих задач: наращивание усилий правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; совершенствование системы лечебной и реабилитационной помощи наркозависимым, психотерапевтической работы с родственниками; формирование у населения установок на ведение здорового образа жизни и отрицательного отношения к потреблению наркотиков; создание условий для вовлечения детей и молодежи в систематические занятия в кружках по интересам, физической культурой и спортом, развитие волонтерского движения; совершенствование организационного, нормативно-правового и методического обеспечения антинаркотической деятельности. Для решения задач Подпрограммы-4 предусмотрена реализация следующих мероприятий, направленных на: повышение эффективности работы правоохранительных органов по пресечению незаконного оборота наркотиков; развитие и совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление психоактивных веществ; формирование здорового образа жизни среди населения, в том числе детей и молодежи; совершенствование организационного, нормативно-правового и методического обеспечения антинаркотической деятельности. Для оценки эффективности мероприятий Подпрограммы-4 предлагается использовать следующие показатели: доля расследованных тяжких и особо тяжких преступлений от общего количества расследованных наркопреступлений; количество выявленных и зарегистрированных больных наркоманией; доля родителей, охваченных программами родительского всеобуча антинаркотической направленности; доля детей и молодежи, систематически занимающихся в кружках по интересам, физической культурой и спортом, волонтерской деятельностью, в общем количестве детей и молодежи; доля специалистов, прошедших обучение на семинарах и курсах повышения квалификации по антинаркотической направленности. Срок реализации Подпрограммы-4 рассчитан на период 2014-2022 годов (в два этапа): I этап-2014-2016 годы; II этап-2017-2022 годы. Основные цель, задачи, индикаторы оценки результатов, а также объемы финансирования мероприятий, предусмотренных Подпрограммой-4, представлены в приложении к ней.
Раздел 3 изменен с 31 января 2020 г. - ПостановлениеКабинета Министров Республики Татарстан от 28 января 2020 г. N 36 3. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы-4
Общий объем финансирования Подпрограммы-4 за счет средств бюджета Республики Татарстан составляет 186,66 млн. рублей.
На реализацию подпрограммных мероприятий предполагается использовать средства, выделяемые на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятий. Объемы финансирования Подпрограммы-4 носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период исходя из возможностей федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан.
4. Механизм реализации Подпрограммы-4
Планирование, взаимодействие, координацию и общий контроль за исполнением осуществляет государственный заказчик-координатор Подпрограммы-4, который ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, механизм реализации Подпрограммы-4 и состав исполнителей, запрашивает у министерств и ведомств, ответственных за выполнение мероприятий, сведения о ходе выполнения Подпрограммы-4. Реализация Подпрограммы-4 осуществляется в соответствии с ежегодным планом, содержащим перечень мероприятий, с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований. Финансирование мероприятий осуществляется через министерства и ведомства, ответственные за их реализацию и являющиеся исполнителями Подпрограммы-4. Исполнители Подпрограммы-4, ответственные за ее реализацию, представляют государственному заказчику - координатору Подпрограммы-4 ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию об исполнении мероприятий и освоенных денежных средствах, выделяемых исполнителям мероприятий нарастающим итогом и в целом за отчетный год. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Подпрограммы-4 (далее - годовой отчет) государственный заказчик - координатор Подпрограммы-4 совместно с соисполнителями до 1 февраля года, следующего за отчетным, предоставляет в Министерство внутренних дел по Республике Татарстан для формирования итоговой информации по Программе и направления Президенту Республики Татарстан и Премьер-министру Республики Татарстан. Годовой отчет содержит: конкретные результаты, достигнутые за отчетный период; перечень мероприятий, выполненных и не выполненных (с указанием причин) в установленные сроки; анализ факторов, повлиявших на ход реализации Подпрограммы-4; данные об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий; информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях в Подпрограмму-4; иную информацию. Внесение изменений в Подпрограмму-4 осуществляется ответственным исполнителем мероприятий Подпрограммы-4 либо во исполнение поручений Правительства Республики Татарстан в соответствии с установленными требованиями. Выполнение мероприятий Подпрограммы-4 и эффективность использования финансовых средств планируется регулярно рассматривать на заседаниях антинаркотической комиссии в Республике Татарстан с заслушиванием руководителей министерств и ведомств - исполнителей Подпрограммы-4.
5. Оценка экономической, социальной и экологической эффективности Подпрограммы-4
Выполнение мероприятий Подпрограммы-4 позволит: сократить предложения наркотиков путем уничтожения инфраструктуры нелегального производства, транспортировки и распространения наркотиков внутри Республики Татарстан; не допустить поступления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ из легального в незаконный оборот; пресечь оборот новых видов наркотиков, а также неконтролируемых психоактивных средств и веществ, используемых для немедицинского потребления; сократить спрос на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы, а также формирования негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||