Главная страница Новости Проекты Журнал «Антинарк» Программы Мониторинг Комиссии Законодательство Контакты
АНТИНАРК
Информационный портал Республики Татарстан
по противодействию наркомании
РАСПЕЧАТАТЬ НА ПРИНТЕРЕ
Программы
Республиканская целевая программа профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2010 год

Утверждена постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 10.02.2010 № 63

 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ
целевая программа профилактики наркотизации
населения в Республике Татарстан на 2010 год

 

ПАСПОРТ
Республиканской целевой программы профилактики
наркотизации населения в Республике Татарстан
на 2010 год


Наименование программы

Республиканская целевая программа профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2010 год (далее – Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

Протокол заседания антинаркотической комиссии в  Республике Татарстан от 27 мая 2009 г. № 5 АНК «Об итогах выполнения в 2008 году Республиканской целевой программы профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2007 – 2009 годы и основных задачах на 2009 год»

Государственный заказчик

Кабинет Министров Республики Татарстан

Координатор Программы

Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан

Основные разработчики Программы

Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Цель и задачи Программы

Цель Программы:

снижение масштабов незаконного потребления наркотиков в Республике Татарстан.

Задачи Программы:

обеспечение ведения мониторинга наркоситуации в Республике Татарстан; 

активизация усилий правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

повышение эффективности лечения и реабилитации больных наркоманией, развитие системы социально-психологической поддержки лиц, прекративших употребление наркотиков;

формирование у  подростков и молодежи отрицательного отношения к употреблению наркотиков и мотивации к ведению здорового образа жизни;

продолжение развития системы информационного сопровождения антинаркотической профилактической работы

Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы будет осуществляться в течение 2010 года в один этап

Объем и источники

финансирования Программы

 

Для реализации программных мероприятий по профилактике наркотизации населения республики  необходимо 50,0 млн.рублей из средств бюджета Республики Татарстан

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация мероприятий Программы позволит в          2010 году относительно 2009 года:

снизить масштабы незаконного потребления наркотиков в Республике Татарстан;

обеспечить рост количества расследованных тяжких и особо тяжких наркопреступлений на 5 процентов;

увеличить количество больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, на 5 процентов;

увеличить количество детей и молодежи, ориентированных на здоровый образ жизни, на 5 процентов

 

 

I. Характеристика проблемы

 

Планомерная комплексная антинаркотическая работа, проводимая в республике, позволила накопить технологический и методический опыт ее ведения по основным направлениям и достичь определенных позитивных результатов.

Количество лиц, впервые поставленных в 2009 г. на учет с диагнозом «наркомания», относительно 2006 г. снизилось более чем в 2 раза (2006 г. – 729 человек, 2008 г. – 651 человек, 2009 г. – 333 человека). Темпы роста числа наркозависимых стабилизировались на уровне 5 процентов в год (2006 г. – 2,9 процента,  2007 г. –  7,3 процента, 2008 г. – 5,7 процента, 2009 г. – 0 процентов).

В настоящее время на учете в наркологических учреждениях с диагнозом «синдром зависимости от наркотических веществ» состоят 9302 больных (2008 г. – 9306). Структура зарегистрированных больных по сравнению с предыдущими годами практически не изменилась. Подавляющее большинство (более 70 процентов) составляют больные, не имеющие постоянного источника доходов, 26 процентов – рабочие и 1 процент – учащиеся образовательных учреждений. Более 50 процен-        тов – граждане в возрасте от 30 до 49 лет, свыше 35 процентов – от 25 до 29 лет.

Значительно активизировалась работа по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. Число потребителей наркотиков, состоящих на профилактическом наблюдении, возросло в 1,7 раза (2006 г. – 3723 человека, 2009 г. – 6284 человека).

Возросло количество больных, охваченных лечебно-реабилитационными программами (2006 г. – 2287 человек, 2007 г. – 2399, 2008 г. – 2425, 2009 г. – 2468).После проведения лечебно-реабилитационных мероприятий в первые два года ремиссия сохраняется у 19 процентов больных, в последующие периоды – у 5 – 8 процентов.

Почти в три раза снизилось количество зарегистрированных случаев смертельных отравлений наркотическими средствами и психотропными веществами (2006 г. – 440 случаев, 2007 г. – 388, 2008 г. – 269, 2009 г. – 157).

Ежегодно увеличивается количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (2006 г. – 5007 преступлений, 2007 г. –5405, 2008 г. – 6247, 2009 г. – 5678). В их структуре доля тяжких и особо тяжких преступлений составляет более 70 процентов.

За три года в республике перекрыто 96 крупных каналов поставки наркотиков (2007 г. – 27 каналов, 2008 г. – 31, 2009 г. – 38). Из незаконного оборота изъято 2339 кг наркотиков, более 85 процентов  из которых составляют героин и марихуана                     (в 2009 г.  – 209 кг). Правоохранительными органами активизирована деятельность по выявлению и ликвидации  наркопритонов (2006 г. – 110 притонов, 2007 г. – 176, 2008 г. – 158, 2009 г. – 158).

В республике проводится серьезная работа по профилактике наркомании.            В образовательных учреждениях продолжается внедрение федеральных и республиканских антинаркотических программ для работы с учащимися и их родителями.

Министерствами и ведомствами реализуются профилактические проекты, направленные на предупреждение употребления наркотиков детьми и подростками («Самостоятельные дети», «Аврора», «Феникс», «Дружные дворы», «Уличная социальная работа», «Надежда» и др.). В городах и районах республики осуществляются показы антинаркотических спектаклей («Алхимик», «Звук позади самолета»,  рок-опера «Грань»), проводятся различные конкурсы, фестивали, массовые мероприятия по популяризации навыков здорового образа жизни.

Активизировалась работа  по профилактике наркотизации и других социально негативных явлений среди студенческой молодежи. Разработаны и внедряются проекты «Клубная жизнь без наркотиков», «Психологическая служба в вузах».

Продолжается проведение профилактических медицинских осмотров среди учащихся и студентов образовательных учреждений и лиц призывного возраста. За 2007 – 2009 годы осмотрено 493 тыс.учащихся, выявлено 679 потребителей наркотических средств и психотропных веществ. Наибольшее выявление отмечается среди учащихся учреждений начального профессионального образования и лиц, подлежащих призыву на военную службу и отправке в войска.

В Республике Татарстан созданы условия для антинаркотической деятельности религиозных и общественных организаций. На грантовой основе ими реализуются проекты, направленные на работу с детьми группы риска, на оказание содействия в трудоустройстве и социальную адаптацию наркозависимых, находящихся в состоянии ремиссии.

В средствах массовой информации регулярно размещаются материалы, способствующие  формированию общественного мнения, ориентированного на здоровый образ жизни и негативное отношение к употреблению психоактивных веществ.

Вместе с тем актуальность борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими сохраняется. Этому способствуют следующие факторы:

продолжающиеся поставки афганского героина и наркотиков каннабиноидной группы из стран ближнего зарубежья;

высокая доступность наркотиков;

активность происходящих миграционных процессов (прибытие  в республику  большого числа иностранных граждан из наркоопасных стран);

внедрение преступными сообществами, занимающимися незаконным производством и распространением наркотиков, новых каналов сбыта наркотиков (сеть Интернет, мобильная связь и т.п.);

получение и распространение новых видов наркотических средств и психотропных веществ (курительные смеси, извлечение наркотиков из лекарственных препаратов и т.д.);

стабильное экономическое развитие Татарстана и относительно высокий уровень доходов населения.

В 2007 – 2009 гг. на реализацию мероприятий Республиканской целевой программы профилактики наркотизации населения было выделено 156,7 млн.рублей из предусмотренных 209,998 млн.рублей.

Учитывая сохраняющиеся негативные последствия финансово-экономи-ческого кризиса, предлагается принять очередную Программу на один год.

При разработке Программы учитывались опыт других регионов по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, предложения министерств и ведомств, органов местного самоуправления.

Программа разрабатывалась в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 июня 2008 г. № 412 «Об утверждении Порядка разработки и реализации долгосрочных целевых программ».

 

 

II. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы,

а также индикаторы оценки результатов в разрезе цели и задач

 

Целью Программы является снижение в 2010 г. относительно 2009 г. масштабов незаконного потребления наркотиков в Республике Татарстан.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие                 задачи:

обеспечение ведения мониторинга наркоситуации в Республике Татарстан; 

активизация усилий правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

повышение эффективности лечения и реабилитации больных наркоманией, развитие системы социально-психологической поддержки лиц, прекративших употребление наркотиков.

формирование у подростков и молодежи отрицательного отношения к потреблению наркотиков и мотивации к ведению здорового образа жизни;

развитие системы информационного сопровождения антинаркотической профилактической работы.

Целевыми показателями (индикаторами) выполнения указанных задач в            2010 г. относительно уровня 2009 г. являются:

снижение масштабов незаконного потребления наркотиков в Республике Татарстан;

увеличение  количества расследованных тяжких и особо тяжких наркопреступлений  на 5 процентов;

увеличение количества больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, на 5 процентов;

увеличение количества детей и молодежи, ориентированных на здоровый образ жизни, на 5 процентов.

 

III. Перечень программных мероприятий

 

Перечень программных мероприятий и  индикаторов оценки результатов их реализации приведен в приложении к настоящей Программе.

 

 

IV. Ресурсное обеспечение Программы

 

Для реализации программных мероприятий по профилактике наркотизации населения в Республике Татарстан необходимо 50,0 млн.рублей.Источником финансирования Программы являются средства бюджета Республики Татарстан.

 

 

V. Механизм реализации Программы и контроль

за ее выполнением

 

Финансирование мероприятий осуществляется через министерства, ведомства и органы местного самоуправления, ответственные за их реализацию и являющиеся исполнителями настоящей Программы.

Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан, которое по согласованию с антинаркотической комиссией в Республике Татарстан  уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей и вносит при необходимости предложения по их изменению в Кабинет Министров Республики Татарстан.

Исполнители (центр ответственности) организуют преддоговорную проработку размещения заказов для государственных нужд на конкурсной основе и последующее размещение заказов с заключением договоров на выполнение конкретных мероприятий Программы.

Исполнители Программы после осуществления программных мероприятий представляют в Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан ежеквартальные отчеты об их исполнении по установленной форме. Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан до               5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет сводный ежеквартальный отчет в Министерство экономики Республики Татарстан и организует его размещение в сети Интернет.

На заседании антинаркотической комиссии в Республике Татарстан Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан информирует о ходе   выполнения Программы и эффективности использования финансовых средств за год.

 

 

VI . Оценка социально-экономической эффективности

реализации Программы

 

Социально-экономическая эффективность реализации Программы проявляется в снижении масштабов незаконного потребления наркотиков, заболеваемости наркоманией, числа смертельных исходов от последствий употребления наркотических средств и психотропных веществ, уровня преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, повышением информированности населения о негативных последствиях употребления наркотиков.

Основные результаты реализации Программы будут определяться:

получением наиболее полной информации о динамике развития наркотической ситуации в Республике Татарстан для принятия адекватных и своевременных мер в этой сфере;

повышением профессиональной компетенции специалистов в сфере профилактики наркотизации и противодействия незаконному обороту наркотиков (обучение  300 классных руководителей и психологов общеобразовательных школ 8 муниципальных образований, 70 специалистов социокультурной сферы из учреждений культуры республики, 20 специалистов учреждений по делам молодежи и спорту, 100 сотрудников службы участковой социальной помощи, 20 представителей общественных и религиозных организаций);

формированием среди подростков и молодежи мотивации на ведение здорового образа жизни, отказ от употребления психоактивных веществ;

расширением системы оказания социально-психологической помощи наркозависимым, прекратившим употребление наркотиков, в т.ч. оказание им содействия в трудоустройстве;

совершенствованием мотивационных, лечебных и реабилитационных программ для наркозависимых;

активизацией работы правоохранительных органов по пресечению контрабанды наркотиков, противодействию организованным формам наркопреступности и подрыву экономических основ наркобизнеса.